История войн

                XX век

Историко-географическая справка, Путь к войне Силы и техника сторон, Начало войны, Между боями, Первый контрудар "томми", 1 мая, 21 мая, Авиация топит корабли, Сражение 26-28 мая, Новые удары, Финал войны, Итоги.


Фолклендская война 

(также известная как: война у Фолклендских островов, Мальвинская война, Южно-Атлантическая война)

Кровавый май

Аргентинский флот "выходит из игры"

Как уже упоминалось выше, к моменту подхода английского соединения к Фолклендским островам, в море находилось Южное оперативное соединение (Task Group 79.3. Capitan de Navio Hector E. Bonzo) аргентинского ВМФ в составе крейсера "General Belgrano", эсминцев УРО "Piedra Buena" и "Hipolito Bouchard", а также транспорта "Puerto Rosales".

Крейсер  Генерал Бельграно

Крейсер "General Belgrano", бывший американский Phoenix, типа Бруклин, 1941 года постройки (крейсер "пережил" Перл-Харбор), имел водоизмещение 13 479-13 645 тонн и 12 156-мм орудий, был продан Аргентине в 1951 году.

Эсминцы были относительно новыми кораблями 1977 ("Piedra Buena") и 1972 ("Hipolito Bouchard") типа Sumner, имели водоизмещение 3300 тонн и несли по одной ракете "Экзосет".

В 23:00 30 апреля средствами гидроакустической разведки многоцелевая атомная подводная лодка “Конкерор” зафиксировала работу гидролокаторов 2 эскадренных миноносцев. Предположив, что это корабли охранения, командир подводной лодки лег на курс сближения. В течение дня 1 мая с крейсером “Генерал Бельграно” был установлен сначала гидроакустический, а затем и визуальный контакт. В 23:00 1 мая крейсер и 2 эсминца охранения произвели заправку топливом, находясь в зоне визуального контакта с подводной лодкой.

АПЛ Conqueror

В 9:00 2 мая южная группа также получила приказание следовать в базу и легла на курс 270°.

Находясь на 2-часовом сеансе связи, подводная лодка постоянно информировала командование об обстановке в районе. Аргентинские корабли ни разу не обнаружили английскую подводную лодку. В 14:00 последовало приказание на уничтожение крейсера. В 20:00 (в 16.00 по местному времени) был произведен залп тремя торпедами Mk 8 с расстояния в 1400 ярдов. В крейсер попали две торпеды: одна — в кормовую часть (после взрыва первой торпеды "Марк 8" корабль накренился на 15 градусов), а вторая — в среднюю часть корабля, после чего он затонул. После второй атаки количество погибших аргентинцев достигло 250 человек. Через 20 минут после начала атаки капитан Эктер Конзо приказал покинуть судно. Многие оказались в воде (некоторые провели на плаву 48 часов). В 5 часов (по местному времени, корабль продержался 45 минут с момента атаки) крейсер перевернулся и затонул.

Это было первое в истории потопление надводного корабля атомной подводной лодкой. Примечательно, что наведение подводной лодки на аргентинские корабли южной группы было осуществлено по данным космических средств разведки США. Атака производилась за пределами объявленной англичанами 200-мильной “зоны войны”, в непосредственной близости от аргентинского острова Эстадос.

Тонущий Генерал Бельграно с оторваной кормовой частью

Единого мнения насчет количества жертв из числа экипажа крейсера нет. Возможно погибло около 350 моряков. На западе распространена цифра - 368 погибших, но вероятней всего погибло 321 человек, в т.ч. 3 офицера из экипажа в 950 человек.

Потопление крейсера "Генерал Бельграно"  вызвало два серьезных последствия. 

Политическое - сорвалась мирная инициатива: Президент Перу Терри (Belaunde Terry) получил 2 мая предварительное согласие аргентинского президента Гальтиери на переданные через перуанцев условия мирного соглашения с англичанами. Но потопление крейсера и количество жертв исключает теперь мирное разрешение конфликта.

Военное - боевые корабли ВМФ Аргентины теперь не выходят из своих баз, опасаясь новых потерь.

Аргентинские корабли продолжают тонуть

Хоти и последовало решение аргентинского флотского командования сберечь свой боевой флот, проведение разведки малыми судами никто не оспаривал. Ведению такой разведки всячески пытались воспрепятствовать англичане, главным образом силами летательных аппаратов.

В тот же самый день, 2 мая, вертолет "Си Кинг" был обстрелян из 40-мм зенитного автомата с борта аргентинского патрульного корабля "Альварес Собрал" (Alferez Sobral). Английский экипаж, маневрируя, вышел из-под огня и доложил о местонахождении противника. Вскоре два "Линкса" атаковали его двумя ПКР "Си Скьюа", причем обе попали в цель, и потопили. Развернувшись, вертолеты атаковали второй такой же корабль (Comodoro Somollera), который, получив повреждения, все же сумел уйти. Державшийся до этого момента на безопасном расстоянии "Си Кинг" вернулся и сбросил оказавшимся в воде членам команды "Альвареса Собрала" спасательные плотики.

По другой версии, все было наоборот: было потоплено 800/900-тонное судно Comodoro Somollera, а Alferez Sobral только поврежден, повернул в порт Пуэрто-Десеадо, где с корабля были сняты 8 погибших. 

4 мая британские вертолеты "Sea King" обнаружили и атаковали аргентинскую ПЛ Santiago del Estero, сходную по ТТХ с "Санта Фэ" лодку 1945 года. Получив незначительные повреждения, ПЛ ушла на базу.

Истребление малого аргентинского флота было продолжено 9 мая. В тот день пара 800-й АЭ, ведомая флайт-л-том Д. Морганом (вторым пилотом был Гордон Батт), выполняла патрулирование в 100 км севернее Восточного Фолкленда. Перед летчиками стояла задача атаковать любой встретившийся плавобъект противника. В случае отсутствия такового бомбы надлежало сбросить на аэродром в Порт-Стэнли. Каждая машина несла по одной 454-кг ОФАБ и ПТБ на подкрыльевых пилонах, а также 30-мм пушки в подфюзеляжных контейнерах.

      Британцам встретился разведывательный корабль "Нарвал" - мобилизованный аргентинцами рыболовный траулер, занимавшийся слежением за эскадрой адмирала Вудворда в 200-мильной зоне. "Си Харриеры" пошли в атаку, сбросив на "рыболова-разведчика" обе бомбы. Это было в 9.50 утра. Одна упала мимо, другая поразила цель, но не взорвалась. Повторив заход, англичане обстреляли обреченный корабль из пушек. Затем появилась еще пара "Си Харриеров" (Мартин Хал и Джордж Эндрю, они появились в 10.30), которая также отбомбилась по "аргентинцу". Его экипаж потерял 1 человека убитым, 12-13 ранеными и решил сдаться. Прибывшие три "Си Кинга" забрали моряков и высадили абордажную партию (коммандос СБС). Десантники установили заряды, которые вскоре отправили "Нарвал" на дно (по другим данным, он затонул лишь на следующий день в 17.15).

11 мая английский фрегат Alacrity, совершая проверку пролива Falkland Sound на наличие мин, обнаружил и потопил грузовое судно Isla de los Estados (Cabo de los Estados). Аргентинский корабль вез на Фолкленды авиатопливо и ряд других военных грузов, после попадания 4,5 дюймовыми снарядами произошел взрыв.

12 мая в результате атаки "Си Харриеров" был поврежден патрульный катер префектуры Наваль Z-28 "Илья Мальвинас".

16 мая принесло англичанам еще две победы. В бухте Фокс-Бей был обнаружен и атакован военный транспорт "Байя Буэн Сусесо" (Bahia Buen Suceso, полное водоизмещение 3828 брт), груженный зенитными снарядами. В результате судно загорелось, и экипаж его оставил. Пожар вскоре потух сам собой, однако разыгравшийся шторм сорвал транспорт с якоря, и он несколько суток дрейфовал, пока не стал трофеем Королевских ВМС. В тот же день в южной части Фолклендского пролива самолеты с "Гермеса" атаковали бомбами мобилизованный контейнеровоз "Рио Каркарана" (8482 брт). Корабль обнаружили два "Си Харриера" пилотируемые лейтенантами Девидом Смитом и Саймоном Харгреавесом, а атаковали  в 13.25 "Си Харриеры" 800-й АЭ Гордон Батт (XZ459) и Andrew McHarg (XZ494). Судно получило серьезные повреждения, и его экипаж выбросил свой "борт" на берег, после чего спасся бегством. В течение нескольких последующих дней контейнеровоз неоднократно становилось мишенью для новых ударов "Си Харриеров" и "Линксов", а однажды по нему ошибочно отработали и аргентинские "Скайхоки". 22 мая Рио Каркарана" был потоплен вертолетами "Линкс".

Последней аргентинской жертвой морской войны у Фолклендских островов стал, 22 мая,  патрульный катер префектуры "Байя Игасу". Британские самолеты -"Си Харриеры" 800-й АЭ Рода Фредерикксена (XZ460) и Мартина Хала (XZ499) - повредили в районе бухты Баттон-Бей патрульный катер префектуры "Байя Игасу", который выбросился на мель и на следующий день был добит вертолетами.

Таким образом, с помощью кораблей и, прежде всего авиации, британцам удалось сильно осложнить разведку и снабжение войск в районе Фолклендских островов. 

В заключении обзора об участии аргентинского флота в боевых действиях в мае 1982 года, можно упомянуть о нескольких торпедных атаках британских кораблей аргентинской ПЛ "Сан - Луис". Первая атака, как описано выше произошла 1 мая 1982 года. 

Имея уверенный гидроакустический контакт, командир подводной лодки с дистанции 10 тыс. м торпедами SST4 атаковал боевой корабль. Однако после выхода торпеды из аппарата связь с ней оборвалась. Атака сорвалась.

Британские корабли обнаружили подводную лодку и в течение 20 часов преследовали ее, применяя противолодочное оружие. Умело используя средства гидроакустического противодействия, аргентинская подводная лодка оторвалась от преследования.

Около 19 часов 8 мая гидроакустическими средствами подводная лодка вновь обнаружила цель. И хотя она находилась на удалении всего 2800 м и шла со скоростью 5 — 8 узлов, классифицировать контакт не удалось. Командир решил атаковать цель противолодочной торпедой Mk 37. Однако и эта атака была безуспешной.

Последнюю атаку “Сан-Луис” совершила в ночь на 11 мая примерно в 1 час 30 мин. Подводная лодка оказалась между 2 английскими фрегатами. Определив элементы движения цели, командир подводной лодки с дистанции 4600 м атаковал фрегат торпедой. Снова безрезультатно.

Ответный удар Аргентины: эпизод I

Следующей из "знаменательных" дат Фолклендской войны считается 4 мая. В этот день аргентинская авиация рассеяла надежды британцев на бескровную победоносную войну.

Все началось в 7.10 утра, когда с борта разведывательного самолета "Нептун" поступило донесение о радиолокационном контакте с целью типа эсминец, находившейся к югу от Мальвин. Командование авиации ВМС приказало 2-й АЭ готовить к вылету пару. Через некоторое время с разведчика уточнили, что в указанном районе находятся три цели: одна - крупная, остальные - средние, по всей видимости, авианосец и два эсминца. В 9.15 пилоты заместитель командира эскадрильи капитан третьего ранга Аугусто Бедакаррац и лейтенант флота Армандо Майора заняли места в кабинах самолетов с бортовыми обозначениями 3-А-202 и-203. В 9.45 они покинули Рио-Гранде и взяли курс на восток. Каждый нес одну "Экзосет" под правой плоскостью и 1100-л ПТБ - под левой. За ними следовал резервный "Супер-Этендарт" и два заправщика (возможно это были еще два "Супер-Этендара") КС-130, которых прикрывала 1-я эскадрилья истребителей "Даггер". 

На море бушевал семибальный шторм, а нижняя кромка облаков нависала над волнами всего в 100 м. Несмотря на столь сложные погодные условия, аргентинцы шли на малой высоте, чтобы обеспечить максимальную скрытность. С этой же целью в полете соблюдалось полное радиомолчание и не включались РЛС "Агава". Информацию о неприятеле продолжал выдавать экипаж "Нептуна". В 10.04 "Супер Этандары" вышли к месту рандеву с заправщиком и, набрав высоту 40-50 метров, пополнили запас топлива. Затем они снова снизились примерно до 150 м и продолжили полет к цели. Временами по маршруту попадались дождевые и снежные заряды, горизонтальная видимость снижалась до 1000 м. В 10.30 в 185 км от британской группы было получено очередное целеуказание разведчика: он докладывал, что ордер включает три корабля - один побольше и два поменьше (это были: британские корабли дальнего радиолокационного дозора — эскадренный миноносец УРО “Шеффилду и фрегаты УРО “Плимут” и "Ярмут".). 

По всей видимости, англичане не ожидали появления аргентинской авиации. Погода в районе была нелетной: горизонтальная дальность видимости была не более 400 м, а нижняя кромка облаков спускалась до 100 м. В это время на “Шеффилде” вели переговоры с Лондоном через спутниковый канал связи “Скайнет”. Чтобы исключить помехи, командир корабля приказал выключить все бортовые радиоэлектронные средства. На “Плимуте” работала только одна поисковая РЛС.

Впервые ударная группа нарушила радиомолчание: Бедакаррац приказал Майоре направляться к большему кораблю, который и был выбран в качестве цели. Пара сразу же снизилась до 30 м и, пройдя некоторое расстояние, вновь поднялась до 150 м. Тут летчики первый раз включили на несколько секунд "Агавы", но их экраны оказались пусты. Самолеты опять опустились на 30 м. В 11.00 они выполнили новый подскок, и радары заработали повторно. На сей раз на экранах высветились три метки: корабль средних размеров и два поменьше. Пара произвела до-ворот в сторону более крупной цели. Летчики ввели последние данные в бортовые вычислители ракет, и ведущий приказал произвести пуск. Ведомый команды не расслышал, и Бедакаррацу пришлось ее повторить. В 11.04 с дистанции примерно 36 км с пятисекундным интервалом был произведен пуск.

Схема атаки Шеффилда

 Первую ракету на фрегате “Плимут” с помощью РЛС обнаружили почти за минуту до подлета. С корабля успели поставить пассивные помехи в виде облака из дипольных отражателей, на которые и навелась ракета.

Активная радиолокационная головка, самонаведения второй ракеты захватила “Шеффилд” на дальности 12—15 км, на конечном участке траекторий высота полета ракеты уменьшилась с 15 до 3 м. С корабля ракету заметили только за 6 сек до попадания и командир лишь успел скомандовать: “Укрыться!”.

Ракета пробила 10-мм обшивку борта эсминца под надстройкой главного командного пункта на высоте. 1,8 м выше ватерлинии, пролетела через камбуз и проникла в машинное отделение. Взрыв остатков ракетного топлива вызвал пожар топливных цистерн, который вскоре охватил всю среднюю часть корпуса корабля. Его распространению способствовали падение давления пара и выход из строя генераторов электроэнергии, питавших пожарные помпы, а также возгорание отделки внутренних помещений из синтетических материалов, надстроек корабля из легких алюминиево-магниевых сплавов и оболочек электрокабелей, горевших как порох. Помещения очень быстро наполнились густым ядовитым дымом, и вскоре создалась угроза взрыва ракетного и артиллерийского боезапаса.

После четырехчасовой безрезультатной борьбы за живучесть, потеряв 20 человек убитыми и 28 человек ранеными, командир “Шеффилда” капитан 2 ранга Солт отдал приказание: “Покинуть корабль!” Пожар был ликвидирован подошедшими на помощь кораблями.

Капитан 2 ранга Сэм Солт в 1997 году Капитан 2 ранга Сэм Солт Пораженный борт эсминца

Агония “Шеффилда” длилась почти неделю. Попытка отбуксировать корабль к острову Южная Георгия закончилась неудачно. Потеряв запас плавучести, 10 мая “Шеффилд” на глубине 200-300 м затонул. 

Это была впечатляющая месть за гибель "Генерал Бельграно". Британцы понесли боевой (как никак, на эсминце находилась, кроме всего прочего вооружения, одна ядерная боеголовка) и моральный урон (усугубленный тем обстоятельством, что на "Шеффилде" был командный пункт противовоздушной обороны всего оперативного соединения).

27 мая 263 члена экипажа ЭМ УРО "Шеффилд" вылетели в Англию.

В заключении прилагается глава из воспоминаний адмирала Вудворда, где описывается события 4 мая.

На море и воздухе

Выше описывалось, как действовали в мае 1982 года аргентинские корабли и как британцы поддерживали блокаду Фолклендских островов. Не бездействовал в тот месяц и британский флот. 

Фрегат Alacrity 9 мая обстрелял Порт-Стенли. Эсминцы Coventry и Broadsword  в ходе ПВО сбили ракетами Sea Dart два штурмовика "Скайхок" и вертолет "Пума".

10 мая, как уже упоминалось, фрегат Alacrity  проводил поиск мин в проливе Фолкленд Саунд.

12 мая эсминцы Glasgow и Brilliant в ходе ПВО сбили ракетами Sea Wolf  два-три штурмовика "Скайхок", однако, в ходе атаки одному аргентинскому "Скайхоку" удалось точно сбросить бомбу на Glasgow, но бомба, не взорвавшись, проходит корабль насквозь.

16 и 19 мая были проведены массированные огневые удары по ряду объектов на Фолклендах.

17 мая чуть было не повторилась история с "Шеффилдом", но два "Супер-Этендара", которых уже выводили на эсминец Glamorgan, повернули назад по ряду технических причин.

Кроме того британские корабли использовались в ходе десантных операций о чем будет сказано ниже.

За период с 30 апреля по 21 мая авиация ВВС и ВМС Аргентины нанесла по английским кораблям четыре массированных удара, в результате которых был уничтожен эсминец УРО “Шеффилд”, повреждены эсминец и 2 фрегата УРО.

Боевые действия в воздухе в период между 1 и 21 мая велись со средней интенсивностью.

Аргентинские истребители осуществляли ПВО материковой Аргентины. Свою роль "Даггеры" сыграли 4 мая. Была попытка атаковать "Даггерами" британские корабли 9 мая, но из-за погодных условий самолеты вернулись. Самолеты "Пукара" вели разведку побережья островов. Штурмовая и бомбардировочная авиация, оставшись без истребительного прикрытия пыталась нанести ущерб британским кораблям с помощью одиночных рейдов.

Таким образом, британцы, обладая даже весьма скромными воздушными силами, имели господство в воздухе. "Си Харриеры" беспрепятственно "утюжили" острова.

Впрочем, не только "Си Харриеры" бомбили острова. С 3 на 4 мая англичане провели операцию "Блэк Бак-2", которая планировалась как повторение первого налета. В этом задании участвовал тот же ХМ607, но с другим экипажем: командир сквадрон-лидер Дж.Рив, второй пилот флайт-л-т Д.Диббенс, штурман флайт-л-т Д. Вайнэлс, штурман-оператор флайт-л-т М.Купер, офицер-электронщик флайт-л-т Б.Мейсфилд, бортинженер флайт-л-т П.Стэндин. Их "Вулкан" благополучно достиг Фолкленд, но проведенное с высоты 4877 м бомбометание желаемых результатов не принесло - все бомбы легли западнее ВПП, не причинив ей никакого вреда. Тем не менее, были повреждены некоторые постройки на территории аэродрома.

4 мая над Гус-Грином был сбит первый "Си Харриер", бортовой номер XZ 450. Пилот л-т Ник Тейлор погиб. Он бомбил ВВП аэродрома Гус Грин в составе тройки 800-й АЭ: Гордон Батт (Gordon Batt), Эдвард Балл (Edward Ball), Николас Тейлор (Nicholas Taylor) и от попаданий 35-мм снарядов орудия "Эрликон" его самолет стал уходить оставляя черный след, затем самолет рухнул. Его сбил подлейтенант Клаудио Оскар Брагини (Sub-Leutenant Claudio Oscar Braghini), 3-я секция, батарея "В", GADA 601.

6 мая в воздухе столкнулись самолеты, которыми управляли капитан-л-т Джон Эйтон Джонс и л-т Уильям Кертисс. Некоторые аргентинские источники высказывают мнение, что история с несчастным случаем выдумана, дабы скрыть боевые потери 1-го мая.

Война продолжалась. 9 мая снова был массовый налет самолетов "Си Харриер" на ВВП Порт-Стенли и Дарвина. В тот же день корабельной ЗРК был сбит аргентинский вертолет.

13 мая намечалась операция "Блэк Бак-3", но она сорвалась из-за сильного ветра. 

14 мая англичанами было объявлено, что они уничтожили три "Скайхока".

15 мая еще один массовый налет самолетов "Си Харриер".

Вертолеты также активно использовались британцами. Кроме участия в блокаде островов, вертолеты использовались для разведки. Только 846-я АЭ под командованием капитана III ранга Саймона Торневилла (Lt. Car. Simon Tornewill) в период с 1 по 19 мая, действуя с флагмана оперативной группы авианосца "Гермес" (HMS Hermes), выполнила на своих "Си Кингах" 26 ночных боевых вылетов. Над Фолклендами такие полеты представляли особую сложность ввиду отсутствия отчетливых ориентиров на однообразной холмистой безлесной местности.

Не обошлось и без несчастных случаев - 19 мая, при транспортировке отряда SAS на корабль Intrepid потерпел аварию вертолет "Sea King". Погиб 21 человек.

Действия на суше

После атаки на "Шеффилд" 4 мая 1982 года самолетов "Супер-Этендар", в британском штабе созрел план нейтрализации этих самолетов прямо на базе с помощью спецподразделений.

Бытует такая версия событий. Возможно, 5 мая в районах Рио Галлегос и Коммодоре Ривадавия на Огненной Земле высадились три разведывательные группы SAS. Коммандос установили, что "Супер-Этендары" взлетают с авиабазы Рио Галлегос, выяснили расписание и систему ПВО. Утром 8 мая с ПЛ "Оникс" высадилось 20 человек SAS. Ночью было совершено нападение. Британцы приписывают коммандос уничтожение толи одного, толи пяти "Супер-Этендаров" (из заявленных 11 самолетов), повреждение взлетной полосы. Однако, результативность этой акции вызывает сомнения. Хотя следующий вылет "Супер-Этендаров" состоялся через две недели после атаки 4 мая, это могло быть вызвано погодными условиями. Более того, раз полет состоялся, то английские коммандос явно ни чем похвастаться не могут - перед войной у Аргентины было всего пять самолетов "Супер-Этендар".

Еще раз "след" коммандос проявляется 20 мая. В тот день на территории Чили близ Пуэрта-Аренас терпит крушение вертолет "Sea King". Трое коммандос уничтожают остатки вертолета и уходят вглубь чилийской территории. Аргентина организует облаву, бросив на поиски 2 тыс. морских пехотинцев, но успехов они не добились.

Тем не менее, одна успешная спецоперация британцами была проведена. Речь идет о рейде на остров Пеббл. 

Еще 12 мая группа SAS была высажена на острове Пеббл с целью провести рекогносцировку.  Следующей ночью коммандос также незаметно исчезли. В ночь с 14 на 15 мая с трех вертолетов "Sea King" 846-й АЭ  было высажено  около 50 человек эскадрона "D" 22-го полка коммандос и несколько морских артиллеристов-наводчиков. В 2.30 ночи начал обстрел эсминец "Гламорган". Коммандос под прикрытием минометного и пулеметного огня ворвались на аэродром. Были взорваны склады боеприпасов и горючего, РЛС, уничтожено 6 самолетов "Пукара" (А-502, А-520, А-523, А-529, А-552 и А-556), транспортный самолет "Скайвен" и 4 вертолета "Пума". Аргентинцы попытались отрезать коммандос от вертолетов, но британцы благополучно отступили, имея только двух легкораненых.

В составе «Эскадрона Пукара Мальвинас» осталось только три самолета, но вскоре будет получено подкрепление в 11 самолетов. Часть переведут вглубь Восточного Фолкленда, на аэродром Кондор.

Накопление сил

В отличие от аргентинцев на Фолклендах, англичанам никто не препятствовал доставлять необходимые грузы и подкрепления. Британская группировка росла ускоренными темпами.

26 апреля из порта Hull отправился корабль Norland на борту которого был личный состав 2 парашютно-десантного батальона (1500ч.).

12 мая из Саутгемптона отплывает лайнер "Куин Элизабет-2". На его борту расположилась 5-я  мотопехотная бригада в составе 2-го батальона шотландских гвардейцев(2nd Battalion Scots Guards), 1-го батальона уэльсских гвардейцев (1st Battalion Welsh guards) и 1-го батальон 7-го полка гурков герцога Эдинбурского (1/7th Duke of Edinburgh's Ghurka Rifles), всего 3200 человек. Лайнер сопровождал эсминец "Экстер" и 4 фрегата.

В третий эшелон входили 7 боевых кораблей и 11 вспомогательных судов. До 20 самолетов “харриер” и “си харриер” базировались на переоборудованном контейнеровозе “Атлантик Коузвей”. На судах были доставлены 3 тыс. человек из состава мотопехотной бригады. Переход третьего эшелона занял 35 суток (с 10 мая по 15 июня).

Наращивалась и воздушная мощь. 3 мая первые 3 "Харриера" GR.3 1-й АЭ в сопровождении заправщика вылетели с авиабазы Сент-Моган и через 9 часов приземлились на Уайдиуэйке. 4 и 5 мая этот перелет успешно повторили еще две аналогичные группы самолетов. Вскоре 6 из них находились уже на "Атлантик Конвейере" и следовали к месту предстоящих боев, а 3 остались на Вознесении и осуществляли не свойственные им функции ПВО авиабазы. 21 мая их сменили истребители "Фантом" FGR.2 из 29-й АЭ (авиабаза Конингсби), после чего эти "Харриеры" погрузили на борт другого контейнеровоза "Контендер Безант" и тоже отправили на юг.

Для группировки в Южной Атлантике были сформированы 848-я АЭ вертолетов "Уэссекс" HAR.5, 847-я и 825-я АЭ вертолетов "Си Кинг". Им всем предстояло еще прибыть на поле боя. Например, два вертолета и часть личного состава 825-й АЭ, включая группу управления, отплыли на лайнере "Куин Элизабет-2" (QE2).

Увеличилась авиагруппировка на острове Вознесения. С этой базы действовали английские стратегические бомбардировщики “вулкан” (10 ед.), самолеты базовой патрульной авиации “нимрод” MR-2 (5 ед.), самолеты-заправщики “виктор” (15 ед.) и самолеты-разведчики “канберра”, в середине мая к ним присоединились еще 14 самолетов “си харриер”.

11 мая в распоряжение британского командования прибыли малые десантные суда. 12 мая было окончательно определено место десанта основных сил. Все готово и можно начинать операцию по освобождению островов.

Дипломатия и война: май-июнь 1982

Пока разворачивались драматические события на Фолклендских островах, не прекращались попытки направить конфликт в переговорное русло.

Серьезная подвижка в мирном процессе была 2 мая буквально "утоплена" британской АПЛ, но уже 7 мая ООН инициирует новый раунд переговоров. Но в тот же день Британия объявляет о расширении "исключительной" зоны военных действий до 12-мильной полосы вдоль аргентинского побережья.

12 мая возобновляются консультации при посредничестве ООН, но 14 мая английский представитель в ООН сэр Энтони Парсонс и посол Великобритании в США сэр Николас Хендерсон летят в Лондон, якобы для "консультаций с кабинетом". Переговорный процесс сорван.

В Лондоне было решено добиваться военной победы: 14 мая кабинет министр решил взять Фолкленды силой.

14 мая Советский Союз сделал первое публичное заявление относительно Фолклендской войны. Объявление 200-мильной зоны военных действий было названо незаконным. Утверждения британского правительства о причастности Советского Союза к кризису (якобы СССР через Кубу тайно снабжал Аргентину спутниковыми разведданными о местоположении английских кораблей) названы “провокационными и абсолютно беспочвенными”.

17 и 21 мая Великобритания предъявляет Аргентине фактически требование о капитуляции: документы содержали требования о выводе войск в течении 14 дней, восстановление до военного статус кво, признать права Великобритании на спорные острова. Мирные инициативы ООН отвергнуты Лондоном.

В свою очередь, 17 мая командующий ВВС Аргентины Базилико Лами Дозо официально предупредил британцев, что, если английские корабли не отойдут от островов, против них будет предпринята массированная атака с применением авиации.

18 мая генсек ООН вновь внес мирные предложения.

20 мая министерство обороны Великобритании официально заявило, что оно не планирует проведения полномасштабной десантной операции, а ограничится лишь [270] выполнением набеговых действий. Но это заявление - лишь часть плана по дезинформации противника.  

22 мая в мирный процесс включился Папа Римский Иоанн Павел II.Папа римский вместе с английскими и аргентинскими кардиналами отслужил в Риме мессу за установление мира.

26 мая Аргентина внесла свои мирные предложения: совместный отвод войск в течении 30 дней, Фолклендские острова на переходный период передаются под управление ООН, отмена ограничений, препятствующих  поселению на островах аргентинцев.

28 мая: Впервые в истории папа римский посещает Великобританию (до 2 июня).

1 и 3 июня Великобритания повторяет свои "мирные" предложения.

4 июня Великобритания и США, наложив вето, проваливают резолюцию ООН призывающую стороны немедленно прекратить огонь.

6 июня состоялся Версальский саммит, где позицию Великобритании поддержали большинство Западно-Европейских стран. 

К сожалению остановить конфликт дипломатическими мерами до конца войны не удалось. Значительная часть вины за это ложиться на политиков и военных Великобритании. 

Историко-географическая справка, Путь к войне Силы и техника сторон, Начало войны, Между боями, Первый контрудар "томми", 1 мая, 21 мая, Авиация топит корабли, Сражение 26-28 мая, Новые удары, Финал войны, Итоги.