Историко-географическая
справка, Силы
и техника сторон, Начало
войны, Между
боями, Первый
контрудар
"томми", 1 мая,
Кровавый
май, 21 мая, Авиация
топит корабли, Сражение
26-28 мая, Новые удары,
Финал. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фолклендская война (также известная как: война у Фолклендских островов, Мальвинская война, Южно-Атлантическая война) Последствия конфликта, потери и масштаб войны.Фолклендская война занимает уникальное место в военно-политической истории. В течении сравнительного не длительного периода кризиса (74 дня) противостоящие стороны вели ожесточенную борьбу в удаленном районе Атлантического океана с применением самых современных вооружений и большого количества войск и техники. Всего в боевых действиях с обеих сторон приняли участие до 60 тыс. человек личного состава, свыше 180 кораблей и судов, 350 боевых самолетов и вертолетов. Причем, враждующим сторонам пришлось буквально "на ходу" приспосабливаться к условиям войны, т.к. даже Аргентина никогда серьезно не готовилась к возможной войне за Мальвины, не говоря уже о Великобритании. Тем не менее, чуда не произошло: региональная "сверхдержава" не смогла одержать верх над одной из ведущих мировых держав. Хотя аргентинцы и сама война преподнесли британцам ряд неприятных сюрпризов. В итоге, "это отвратительная небольшая война", как назвали ее некоторые в Великобритании, оказалась весьма кровопролитной и нелегкой. Как отмечал адмирал сэр Джон Вудворд: "Кто-то слышал, что в Ольстере, Малайе, Корее, Кении и т.д. было значительно хуже, там потери доходили до восьмисот человек, тогда как в войне за Фолклендские острова в 1982 г. погибли двести пятьдесят британцев. Но разница в том, что эти двести пятьдесят человек мы потеряли в течение шести недель, а не за много лет. За это время я утратил почти половину своих эсминцев и фрегатов. А людские потери были в десять раз больше, чем во всех наших вооруженных силах (видимо имеется ввиду ВМФ) со времен Второй мировой войны." Потери сторонДаже через два десятилетия нет полной ясности в вопросе потерь Великобритании и Аргентины. Речь не идет об абсолютной точности - хорошо бы определить хоть порядок потерь. 27 мая Министерство обороны Великобритании сообщило, что к этой дате погибло 109 человек. Аргентинцы признали потерю только 92, хотя на одном “Бельграно” погибло в три раза больше. При окончании войны британцы заявили следующие цифры: около 200 англичан были убиты и около 300 ранены. Аргентинские вооруженные силы потеряли убитыми около 1300 человек. В дальнейшем потери британцев "росли", аргентинцев соответственно "снижались". Была цифра в 230-236 погибших британцев в т.ч. 120 в сухопутных войсках, количество погибших аргентинцев оценивается в 750 человек и это число так и "закрепилось" во всех западных источниках. Затем "окончательным" числом погибших британцев называли цифру в 250 человек, точнее в 255-256 человек в т.ч.: Королевский ВМФ потерял восемьдесят семь человек, Королевская морская пехота — двадцать шесть, торговый флот — девять и Королевский вспомогательный флот — семь. Через 15-20 лет после войны погибшими со стороны Великобритании объявили 258 человек в т.ч. 3 жителя островов. Максимальная цифра британских потерь, встречная мною, составляла 286 человек. Аргентинские потери иногда оценивают и в 712 и в 700 человек убитыми, были цифры в 690 убитыми и 176 ранеными, но официальная аргентинская цифра - 655 погибших. Примерно так выглядит британская оценка потерь Фолклендской войны, получившая наиболее широкое распространение: Погибшие
Раненые
Вопрос с числом раненых не менее запутан. Скорей всего число раненых британцев также занижено. Только с 16 мая по 13 июля на “Уганде” квалифицированную медицинскую помощь оказали 730 военнослужащим, 92 % которых составляли пораженные в ходе боевых действий. 500 из них на санитарно-транспортных судах были эвакуированы в Монтевидео (Уругвай), а затем по воздуху в Великобританию. В качестве общих цифр получаем 1033 убитых и раненых британцев и около 1900 убитых и раненых аргентинцев (впрочем, я видел и такое: по 1000 человек на каждую из сторон в разделе Losses). Число пленных аргентинцев составило 13 351 человек в т.ч. 10600 в районе Порт-Стенли, 1500 на Западном Фолкленде и 1400 в Гус Грине. Среди пленных были жертвы: 2 июня 1982 года при взрыве боеприпасов в Гус Грин погибли трое пленных аргентинцев, еще несколько аргентинцев и британцев получили ранения. Размах войны: статистика и потери в техникеФлот Переоценить значение ВМС в Фолклендской войне трудно. Флот нельзя назвать основной ударной силой сражающихся сторон, но все же флот был основой без которой войны не было бы. Главным образом это относиться к британском TS-317: "Остается загадкой, почему аргентинское командование упустило возможность нанести удар по «Гермесу». В случае их успеха британцев ожидал крах. Зная это, мы вели войну на лезвии ножа. Я понимал, что всего один несчастный случай — мина, взрыв или пожар на любом из наших двух авианосцев, почти наверняка станет фатальным для всей операции." (Сэр адмирал Джон Вудворд, в 1982 году командующих TS-317). Стремясь к созданию подавляющего превосходства в силах и средствах, англичане отправили в Южную Атлантику до половины боеготовых кораблей и судов от общей численности своих ВМС. В 317-е оперативное соединение вошли 2 авианосца, 11 эскадренных миноносцев (из них 8 эсминцев УРО типа “Шеффилд”: “Энтрим”, “Глэморган”, “Бристоль”, “Шеффилд”, “Ковентри”, “Глазго”, “Эксетер”, “Кардифф”,), 27 (из них 17 были задействованы у Фолклендов) фрегатов, 3 атомные и 1 дизельная подводные лодки, 2 десантно-вертолетных корабля-дока (“Фирлесс” и “Интрепид”), 6 танкодесантных кораблей, 2 тральщика и другие корабли и суда. Для обеспечения и усиления кораблей оперативного соединения правительство зафрахтовало до 70 гражданских судов различного предназначения. Как сообщалось в «Белой книге: уроки фолклендской кампании, всего привлекалось 45 гражданских судов, прошедших дооборудование. Они пользовались для перевозок личного состава, боевой техники, средств материально-технического обеспечения, а также в качестве буксиров, плавмастерских и госпиталей. Кроме того, из резерва в состав флота были введены 44 корабля и 22 вспомогательных судна. Призыв резервистов проводился в ограниченном масштабе. Например, из резерва ВМС привлекалось около 300 человек, были прекращены отпуска лишь определенной категории личного состава флота. Командование вооруженных сил Великобритании предусматривало призвать на военную службу дополнительное количество резервистов в том случае, если боевые действия примут затяжной характер и будут сопровождаться большими потерями в людях. Вместе с кадровым плавсоставом резервистами частично доукомплектовали гражданские экипажи коммерческих судов. Успех мобилизационных мероприятий, осуществлявшихся в экстремальных условиях, был достигнут, как считают зарубежные специалисты, благодаря отработанному взаимодействию штабов видов вооруженных сил с управлениями торгового флота, тыловыми и транспортными органами министерства обороны. Для обеспечения нормальной деятельности экспедиционных сил в короткие сроки были созданы трехмесячные запасы материально-технических средств. Аргентинский ВМФ сыграл очень ограниченную роль в войне, хотя имел возможность повлиять на ход борьбы. Например, более активное применение современных ПЛ и эсминцев с ПКР "Экзосет" могло бы дать очень не плохие результаты. Выход авианосца "25 мая" мог бы отвлечь значительные силы англичан, располагая эскадрилий штурмовиков "Скайхок" и вертолетов, можно было провести демонстративный рейд на остров Вознесения. Всего в боевых действиях приняли участие только 25 боевых кораблей, что составило менее 30% от боевого состава ВМС Аргентины. Для доснабжения кораблей топливом в море был подготовлен всего один танкер — “Пунта Меданос”. Корабли и суда Аргентины и Великобритании, принимавшие участие в боевых действиях
Английское оперативное соединение превосходило аргентинские ВМС по числу пусковых установок противокорабельных ракет в 1,5 раза, а по числу пусковых установок зенитных ракет — в 7 раз, соотношение кораблей основных классов — 1:1 Британские корабли были не только мишенями в ходе войны в воздухе. Большую роль в ПВО и ПРО экспедиционных сил играли ЗРК, на долю которых приходится более 50% сбитых самолетов и вертолетов. Особенно высокие боевые возможности показал ЗРК “Си Вулф”, на боевом счету которого 5 сбитых самолетов и две ракеты “Экзосет”. Комплекс был принят англичанами на вооружение в 1979 г. и установлен на фрегатах УРО для борьбы с низколетящими целями, имеющими эффективную отражающую поверхность до 0,1 кв.м. Потери самолетов и вертолетов ВВС Аргентины от корабельных зенитных средств
Результативным оказалось участие фрегата "Плимут" в войне: в ходе конфликта с фрегата “Плимут” было выпущено девять зенитных ракет “си кэт” и произведено 900 выстрелов из 114-мм орудий, в результате чего было сбито 5 и повреждено несколько аргентинских самолетов. Корабельная огневая поддержка также сыграла существенную роль в боях за Фолкленды: только из 114-мм орудий было произведено более 8 тыс. выстрелов. В целом развертывание британских экспедиционных сил было произведено организованно и на высоких средних скоростях (примерно 15 узлов). При протяженности маршрута перехода 7100 миль время перехода одного эшелона составило от 27 до 35 суток (12—14 суток — переход к острову Вознесения, 3 — 4 суток — пополнение запасов и отдых личного состава у этого острова, 10 — 12 суток — переход от острова Вознесения к Фолклендским островам) . Группа сил обслуживания (плавучий тыл), предназначенная для обеспечения и усиления 317-го оперативного соединения, имела в своем составе 16 судов вспомогательной службы ВМС и более 70 судов, зафрахтованных у частных компаний. Для доставки в район боевых действий самолетов и вертолетов англичане использовали ролкеры-контейнеровозы. Переоборудование их производилось по проекту АРАПАХО, разработанному в США. Для взлета самолетов в носовой части судна палуба усиливалась стальными листами и заканчивалась рампой (трамплином), обеспечивающей взлет с подскоком. Были оборудованы взлетно-посадочные огни и произведена разметка полетной палубы. Из контейнерных модулей оборудовались кубрики для личного состава, помещения для хранения и обслуживания авиационной техники, устанавливались цистерны для авиационного топлива и масел, на корме была сооружена вертолетная площадка. На контейнеровозе “Атлантик Конвейер” установили две артиллерийские установки 40-мм калибра. Кроме контейнеровоза “Атлантик Конвейер”, под авиатранспорты переоборудовали однотипный “Атлантик Коузвей”, а также “Контендер Безант”. Все работы по переоборудованию контейнеровозов под авианесущие корабли заняли 7—9 суток. Это был первый случай фактического осуществления плана АРАПАХО в боевой обстановке. Переоборудование судов велось круглосуточно на верфях Сайтгемптон, Портсмут, Девонпорт и Poсайт. По одному судну было переоборудовано в Гибралтаре и Чарльстоне (США). К производству работ было привлечено более 200 фирм-поставщиков. Возрастала роль в войне масштабы мобилизации судов. Так, если в Первую Мировую войну Англия мобилизовала 5 тыс. судов, то во Второй Мировой войне эта цифра превысила 12 тыс. ед. В Фолклендском конфликте за очень короткие сроки было мобилизовано более 70 судов. При этом если в прошлом для переоборудования судов нужны были месяцы и годы, сейчас эти сроки ограничивались сутками и часами. С объявлением аргентинской стороны о минировании вод, омывающих Фолклендские острова, англичане переоборудовали 5 рыболовных траулеров в минные тральщики и, укомплектовав их военными командами, отправили в район конфликта. Заслуживает внимания опыт использования пассажирских судов-лайнеров для ускоренной доставки в район боевых действий крупного контингента войск. Всего было задействовано 3 судна этого класса: крупнейший английский лайнер “Куин Элизабет-2”, “Канберра” и “Норленд”. Вместимость первого лайнера была доведена до 3150 мест, второго — до 2000 и третьего — до 1200. Переоборудование лайнеров в войсковые транспорты заняло всего 48 часов. На судах оборудовали вертолетные площадки и приспособления для передачи грузов в море, установили дополнительные средства связи. Всего 16 суток потребовалось англичанам, чтобы на лайнере “Куин Элизабет-2” доставить в район боевых действий 3 тыс. морских пехотинцев. Лайнер “Уганда” за 65 часов переоборудовали в госпитальное судно, на нем англичане развернули свыше 1 тыс. коек, загрузили 90 тонн медицинского имущества и приняли 100 человек медперсонала. Оборудованное реанимационное отделение имело почти 100 мест. Только с 16 мая по 13 июля на “Уганде” квалифицированную медицинскую помощь оказали 730 военнослужащим, 92 % которых составляли пораженные в ходе боевых действий. 500 из них на санитарно-транспортных судах были эвакуированы в Монтевидео (Уругвай), а затем по воздуху в Великобританию. Материальное обеспечение являлось важнейшим в ходе боевых действий. Суда плавучего тыла, находящиеся в Южной Атлантике, несли свыше 100 тыс. тонн грузов и более 500 тыс. тонн корабельного топлива. Учитывая то, что 317-е оперативное соединение состояло в основном из кораблей с газотурбинными энергетическими установками, расходы топлива были значительными: месячная потребность достигала 135 тыс. тонн. Поэтому постоянно в районе конфликта находилось не менее 10 танкеров. Всего же в ходе боевых действий суда плавучего тыла свыше 2 тыс. раз пополняли запасы кораблей оперативного соединения (из них 1500 заправок топливом). Заправка кораблей топливом производилась на ходу траверзным способом с обоих бортов. Время заправки эсминца в среднем составляло 1 час, фрегата — чуть более 1 часа. Обычно удавалось перекачивать из танкера до 450 тонн топлива в час. Танкер “Бритиш Теймар” передал 18 тыс. тонн топлива за 52 часа 40 мин. Определенное участие в снабжении британских сил сыграл американский флот. Американские танкеры доставили на остров Вознесения более 60 тыс. тонн авиационного горючего. Кроме того, они намерены были снабжать англичан зенитными ракетами, подвижными РЛС, боезапасом и др. Для выполнения аварийно-спасательных работ к Фолклендам были направлены 3 самых мощных английских буксира и 2 специальных судна морских нефтепромыслов “Стина Сиспред” и “Стина Проспектор”, оснащенных водолазным оборудованием и 150-тонными кранами. В плавмастерской “Стина Сиспред” (162 военных моряков + 30 гражданских) было отремонтировано более 50 судов в т. ч. 11 боевых кораблей и 4 захваченных судах, устранены повреждения на 24 судах. Персонал плавмастерской “Стина Проспектор” также отремонтировал несколько поврежденных кораблей и обеспечил подъем потопленной англичанами аргентинской подводной лодки “Санта Фе”. Также рабочие “Стина Сиспред” соорудили алюминиевый плавучий крест и оставили его на месте гибели фрегатов "Ардент" и "Антилоуп". Потери на море В военно-морской, в значительной мере, Фолклендской войне корабли и суда были первыми целями. Корабли тонули от подводных и надводных атак, но главными "палачами" флотов были самолеты и вертолеты. Хотя, это больше относиться к британскому флоту - аргентинскому ВМФ хватило одной удачной торпедной атаки, чтобы укрыться в своих базах до конца войны. Тем не менее, более 80% кораблей и судов было потоплено авиацией. Это свидетельствует о том, что, как и в годы Второй Мировой войны, авиация остается грозной силой в боевых действиях на море. Потери надводных кораблей, судов и подводных лодок
Кроме этих крупных кораблей было потоплено несколько малых аргентинских судов. Активные действия английских блокадных сил вынудили аргентинскую сторону прекратить переброски воинских грузов на Фолклендские острова. В ходе блокады англичане, кроме крейсера, уничтожили патрульный катер, танкер, транспорт, разведывательное судно, повредили или уничтожили 2 транспорта и патрульный катер. Аргентинской авиации удалось потопить 6 британских кораблей, а также серьезно повредить более 10 кораблей (в том числе оба авианосца, по аргентинским данным). И только по чистой случайности число потопленных британских судов не возросло. Если бы аргентинские бомбы были должным образом подготовлены для бомбометания со сверхмалых высот, то британцы бы лишились еще и «Антрима», «Плимута», «Аргонавта», «Броудсворда» и «Глазго» и других судов. Потери в корабельном составе в ходе конфликта были наибольшими за всю послевоенную историю локальных войн. Суммарный тоннаж потопленных кораблей составил более 50 тыс. тонн. О месте и значимости флота в Фолклендской войне говорит и тот факт, что процент погибших моряков Британии - 40% от общего числа, Аргентины - более 50%. 500 моряков обеих стран погибли в войне. Авиация В Фолклендской войне были использованы 350 боевых самолетов и вертолетов. Аргентинцы к началу войны располагали примерно двумя сотнями боевых самолетов: из них 6 штурмовиков “Супер Этандар”, 21 истребитель “Мираж” ЗЕ и 23 “Даггер” 34М, 75 штурмовиков “Скайхок” А-4Р, 10 самолетов-разведчиков “Канберра” В-62. 14 самолетов “скайхок” A-4Q находились в ВМС (на авианосце). Реально в войне участвовали 150 машин. Англичане могли противопоставить только 20 самолетов “си харриер”, находящихся на противолодочных авианосцах “Гермес” (12 ед.) и “Инвинсибл” (8 ед.). Однако вскоре преимущество аргентинской авиации было сведено на нет. На контейнеровозах, переоборудованных под авианесущие корабли, в район конфликта было доставлено до 30 самолетов “харриер” и “си харриер”, а эскадрилья таких же самолетов с несколькими дозаправками в воздухе совершила перелет с Британских островов в Южную Атлантику. Непосредственно на кораблях, развернутых у фолклендских островов было более 80 вертолетов восьми типов (“Линкс”, “Уэссекс”, “Си Кинг”, “Уоси”, “Чинук”, “Газель”, “Коммандо” и “Скаут”), а всего было задействовано около 130 вертолетов. Сильная аваиагруппировка было создана британцами на острове Вознесения. С этой базы действовали английские стратегические бомбардировщики “вулкан” (10 ед.), самолеты базовой патрульной авиации “нимрод” MR-2 (5 ед.), самолеты-заправщики “виктор” (15 ед.) и самолеты-разведчики “канберра”, в середине мая к ним присоединились еще 14 самолетов “си харриер”. На острове базировалась эскадрилья "Фантомов". Всего за время конфликта на этом аэродроме побывало около сотни самолетов и вертолетов различных типов. Некоторые из них постоянно базировались там. Так, к концу мая на Вознесении находились: 16 "Викторов", 3 "Нимрода", 3 "Геркулеса", 2 "Вулкана", 8 "Харриеров", 3 "Фантома", по одному "Чинуку" и "Си Кингу". В целом, создав авиационную группировку, в которой насчитывалось до 200 самолетов и вертолетов, англичане завоевали господство в воздухе до начала высадки морского десанта и удерживали его до полного захвата Фолклендских островов. Воздушная война над островами была крайне напряженной и ожесточенной. От победы в воздухе зависела победа в войне. Благодаря техническому превосходству и высоким профессиональным качествам британских пилотов Великобритания одержала победу, но аргентинская авиация была той единственной силой, которая позволила Аргентине вести войну так, что до определенного момента (скажем до 30 мая 1982), исход борьбы за острова был далеко не очевиден. Но мужество и высокие боевые качества аргентинских летчиков не смогли восполнить не боеспособность аргентинской армии и флота. Первые вылеты Фолклендской войны совершили самолеты-разведчики. Аргентинское командование широко использовало транспортные самолеты С-130 и “боинг-707” для ведения разведки. С 1 мая по 19 июня они выполнили 466 полетов на воздушную разведку, налетав при этом более 2200 часов. По оценке англичан, хорошо зарекомендовали себя самолеты базовой патрульной авиации “нимрод”, выполнившие 110 вылетов (по другим данным около 150 вылетов). Продолжительность полета в среднем составила 15 часов. Самолеты “нимрод” осуществляли противолодочную оборону оперативного соединения на переходе, выставляли поля из радиогидроакустических буев как по маршруту движения авианосцев, так и в зоне их боевого маневрирования. Для поражения обнаруженных надводных целей на подкрыльевых пилонах подвешивались противокорабельные ракеты “гарпун”, а для самообороны — ракеты “сайдуиндер”. По мнению англичан, противокорабельная ракета “гарпун” станет основным вооружением самолетов базовой патрульной авиации. В дальнейшем предполагалось вооружить этими ракетами 34 самолета “нимрод”. Большую роль в материальном обеспечении экспедиционных сил сыграла военно-транспортная авиация, которая перевезла свыше 10 тыс. тонн различных грузов. Транспортные самолеты С-10 и “геркулес” совершили свыше 600 вылетов, доставив на остров Вознесения более 5800 человек и 6600 тонн грузов. Ежедневно с острова Вознесения в район Фолклендских островов вылетало не менее 2 транспортных самолетов “геркулес”, доставлявших предметы снабжения для экспедиционных сил. В период между 2 и 30 апреля серьезную работу проделала аргентинская военно-транспортная авиация. С момента захвата островов и по 30 апреля между материком и архипелагом действовал воздушный мост, по которому в обоих направлениях перебросили до 9365 т грузов и 12000 человек личного состава. Из других вспомогательных самолетов использованных в конфликте, можно назвать самолеты заправщики. Переоценить их значение в войне трудно. Именно эти машины позволили британцам использовать авиабазу острова Вознесения и как перевалочный пункт и как боевой аэродром, с которого взлетали бомбардировщики "Вулкан". Два аргентинских заправщика КС-130 способствовали ударам самолетов "Супер-Этендар". Но британцы, в отличие от аргентинцев, могли восполнить потребность в таких машинах. Поэтому дополнительно к 15 самолетам-заправщикам “виктор” в качестве воздушных танкеров использовали 5 транспортных самолетов “геркулес” и 6 стратегических бомбардировщиков “вулкан”. Масштабы этого вида обеспечения характеризует еще одна цифра: самолеты-заправщики “виктор” в ходе конфликта совершили 375 вылетов. Всего за кампанию было английскими самолетами осуществлено около 600 дозаправок, причем в шести случаях неудачно. Отмечается, что аргентинские ВВС также пытались организовать дозаправку своих самолетов топливом в воздухе, но из-за сложных метеорологических условий, особенно плохой видимости, она не всегда удавалась. Учитывая, что главную угрозу для экспедиционных сил Великобритании представляла базовая патрульная авиация, английское командование струилось удерживать свои корабельные группировки на пределе ее досягаемости. Боевая авиация Великобритания К основным недостаткам английской авиации — можно отнести отсутствие самолетов ДРЛО и сверхзвуковых истребителей-перехватчиков с большим радиусом действия; малую скорость, небольшой радиус действия и недостаточную боевую нагрузку палубных самолетов “си харриер”. "Вулкан" Фолклендская война была первой для "престарелых" стратегических бомбардировщиков "Вулкан". Принятые на вооружение в 1956 году, в 1982 они первые вступили в бой. Не сказать, что участие этих самолетов в войне принесло британцам существенную пользу. Из 7 операций "Блэк Бак" три окончились провалом: вылет либо отменялся, либо самолет возвращался на базу не достигнув Фолкленд. Первый раз "Вулкан" бомбил ВВП Порт-Стенли 1 мая, но лишь одна бомба из 21 попала в цель. За "успешно выполненное задание" Мартин Визерс был награжден Почетным Крестом Летчика (Distinguished Flying Cross), а Боб Таксфорд - Крестом ВВС (Air Force Cross). Самолеты “вулкан” еще 4 раза бомбили Фолклендские острова 2 раза удары наносились по самолетам на аэродроме Порт-Стэнли и по складам (безрезультатно); 2 раза — по РЛС, расположенной вблизи Порт-Стэнли. В последнем случае использовались противорадиолокационные ракеты “шрайк”. В одном случае удалось повредить РЛС , убило 4-х операторов. Едва ли все затраты "окупились". На аргентинцев было оказано больше моральное воздействие, чем материальное. Единственной "потерей" - был интернированный в Рио-де-Жинейро борт ХМ597, один из двух бомбивших острова "Вулканов". Вторым бортом был ХМ607. "Си Харриеры" и "Харриеры" В ходе конфликта Великобритания развернула в Южной Атлантике 42 самолета ВВП (28 "Си Харриеров" FRS.1 и 14"Харриеров" GR.3). Ими было выполнено более 2000 вылетов к югу от о. Вознесения, в том числе 1650 в зоне боевых действий. Налет на одну машину составил 55 часов в месяц - до 6 самолето-вылетов в день. Один пилот совершал в день по 3-4 вылета, что требовало примерно 10 часов пребывания в кабине. На начальном этапе боевых действий экспедиционные силы имели по 12 летчиков на каждые 10 машин, а на завершающей стадии - по 14. Боеготовность всех "Харриеров" в целом составляла свыше 80%, а отдельные FRS.1 не сумели совершить по техническим причинам лишь 1% от запланированных вылетов. Есть и другая статистика вылетов: "Си Харриер" (28 машин) - около 1200, а "Харриер" (14) - до 150. Продолжительность каждого полета составляла примерно 1,5 ч. В авиационных подразделениях ежесуточно 95 проц. самолетов находилось в полной боевой готовности, что позволило осуществить почти все плановые боевые вылеты. Всего “харриеры” и “си харриеры” совершили 2376 боевых вылетов, в том числе 282 ночью. Общий их налет составил 2675 часов. Каждый английский летчик ежедневно совершал по 3 — 4 вылета общей продолжительностью до 10 часов. Количество летчиков на 1 самолет в начале конфликта равнялось 1,2, а позднее было доведено до 1,4. В ходе воздушных атак самолеты “си харриер” произвели 27 залпов ракетами “сайдуиндер”, 24 из них поразили цель, 7 самолетов они сбили 30-мм пушкой “аден”. Из 31 сбитого самолета 19 были истребителями “Мираж”. Притом ни один “си харриер” не был сбит в воздушном бою. Выдающиеся летчики были отмечены наградами: Нигель Вард из 801-й АЭ, например был награжден Крестом ВВС. А Девид Морган из 800-й АЭ получил Крест за отличную службу (Distinguished Services Cross). За всю войну было потеряно 10 самолетов: 6 "Си Харриеров" FRS.1 и 4 "Харриера" GR.3, причем половина - в авариях и катастрофах (4 и 1 соответственно), и погибли 4 летчика. По данным французского происхождения, с помощью ЗРК "Роланд" аргентинцы сбили 4 и повредили 1 "Харриер". Британский анализ показывает, что в актив "Роланда" можно записать только один самолет, еще три были уничтожены огнем зенитной артиллерии и 1 сбит из ПЗРК "Блоупайп". Вертолеты Британцы применили в войне около 130 вертолетов. Они наносили удары по наземным целям и по кораблям противника, вели разведку, доставку материальных средств, осуществляли связь, высаживали десанты, обеспечивали противолодочную оборону оперативного соединения. Так, единственный уцелевший (его успели поднять в воздух) "Чинук" 848-й АЭ в период с 27 мая по 23 июня налетал 150 часов, подчас имея на борту 81 солдата при нормативе загрузки 30 человек! Существенную помощь вертолеты оказывали при проведении спасательных операций на судах. Так, за мужество и самоотверженность при спасении людей 8 июня 1982 года пилоты 825-й АЭ Кларк был награжден Крестом за военные заслуги (Distinguished Service Cross), а Шелдон и Боутон - Королевскими Медалями Доблести (Queen's Gallantry Medal). Потери английской авиации
Потери английской авиации составили 34 самолета и вертолета, из них 9 погибли от огня наземных средств ПВО, а остальные — в результате ударов аргентинской авиации, аварий и катастроф. Аргентина Всего самолеты аргентинских ВВС сделали около 500 самолето-вылетов, при этом в 261 случае летчики возвращались, не выполнив задачу из-за противодействия сил и средств ПВО англичан или из-за нехватки топлива. К слабым сторонам аргентинской авиации следует отнести отсутствие в боевых порядках самолетов РЭБ и самолетов-заправщиков; неудовлетворительное материально-техническое обеспечение (нехватка запасных частей и боеприпасов); малочисленность квалифицированного обслуживающего персонала и летного состава для восполнения потерь; низкий уровень организации управления силами; неподготовленность летного состава к ночным боевым действиям; слабая выучка летчиков ВВС в деле нанесения ударов по надводный целям; плохая организация ведения разведки. "Супер-Этендар" Действия 2-й эскадрильи в ходе конфликта можно считать образцом использования ограниченных сил и средств: аргентинцы смогли добиться заметных успехов и не понесли при этом потерь, причем противник у них был самый серьезный, не папуасы на пирогах. Из 10 вылетов 4 оказались полностью и 2 - частично успешными. Из 5 выпущенных ракет достоверно поразили цели две и предположительно - еще две. При этом стоимость лишь одних вертолетов, уничтоженных на "Атлантик Конвейере", значительно превысила стоимость всех пяти АМ39. По английским данным, самолеты “супер этандар” произвели 26 боевых вылетов, в ходе которых 1 самолет был сбит и 1 получил повреждения. "Мираж/Даггер" Итоги участия «Миражей» и «Даггеров» в конфликте следующие. 8-я ИАГ совершила 91 боевой вылет: 45 на воздушное прикрытие в район архипелага и 46 - на патрулирование над территорией страны и прилегающими водами. В ходе двух воздушных боев «Миражи» лишь один раз применили оружие и не нанесли какого-либо ущерба неприятелю, зато сами потеряли 2 истребителя и одного летчика. На счету 6-й ИАГ - 133 боевых вылета, из которых 88 завершились встречей с противником. Пилотам «Даггеров» не удалось потопить ни один корабль, хотя они нанесли различные повреждения шести фрегатам и эсминцам. Следует отметить неплохую эффективность применения против кораблей авиационных пушек, огонь которых оказался наиболее результативным при атаке «Плимута», а также умение аргентинских летчиков использовать хорошие разгонные характеристики «Даггеров», что позволяло им уходить от британских ЗУР (от таковых потеряны лишь 2 машины), а иногда и от истребителей. Однако если дело доходило до воздушных боев, пилоты «Даггеров» неизменно терпели фиаско. Дважды они обладали инициативой и первыми применяли оружие, но не смогли записать на свой счет ни одной воздушной победы. Потери 6-й ИАГ оказались весьма тяжелыми: 11 машин и 5 летчиков. В завершающие дни конфликта убыль в матчасти удалось компенсировать поставкой из Перу 10 «Миражей-5Р», но они уже не успели повоевать. Таким образом, располагая достаточно большим парком сверхзвуковых самолетов, аргентинцы не смогли превратить это количественное преимущество в надлежащее качество боевой работы. "Пукара" За время активной фазы Фолклендской кампании, т.е. с 1 мая по 14 июня 1982 г., «Пукары» выполнили 118 боевых вылетов на вооруженное патрулирование, разведку и для атак противника. По результативности налетов данные отсутствуют. Единственный известный успех - уничтожение британского вертолета 28 мая. Аргентинцы потеряли все 24 IA-58, прибывшие на архипелаг. Погибли 2 летчика и 6 наземных специалистов. Еще одна машина и один пилот погиб при патрулировании материковой Аргентины. "Скайхок" На счету этих устаревших самолетов 4 потопленных и более десятка поврежденных британских судов. Потери составили примерно 50% боевого состава - 45 машин. Даже из состава эскадрильи авианосца "25 мая" было потеряно 3 машины. Другие, использованные в боях машины, самолеты "Канберра" и "Геркулес" особых успехов не добились. На Мальвинах было 25 аргентинских вертолетов. От 10 до 18 машин было потеряно. Потери аргентинской авиации По английским данным: Потери аргентинской авиации составили более 100 самолетов и вертолетов, в том числе “супер этандар” — 1, “мираж” и “даггер” — 26, “пукара” — 23, вертолетов — 18 и др. Наибольшие потери аргентинские ВВС понесли от зенитных ракет (45 самолетов), 31 самолет потеряли в воздушных боях, 30 — на аэродромах. Потери самолетов и вертолетов ВВС Аргентины от зенитных средств
По другим данным, в воздушных боях (с английскими “си харриерами”) было сбито только 28 аргентинских летательных аппаратов, причем 25 из них — управляемыми ракетами “сайдуиндср” AIM-9L. Есть и такие данные: 27 “Мираж III”/“Даггер”, 45 “Скайхок”, 3 МВ-339, 3 “Канберра”, 29 самолетов различного назначения, 10 вертолетов - всего 117 машин. Таким образом количество потерянных обеими сторонами в войне летательных аппаратов составило примерно 150 машин или 43% от числа задействованных. Потери летного состава (56 человек) составляют менее 2% от общего числа умерших. Сухопутные части Аргентинцы сосредоточили на Мальвинах более 12 тыс. солдат в составе 4-го,5-го,7-го,12-го пехотных полков, 1-го полка морской пехоты, 601-й и 602-й рот спецназа и других частей. Но, укомплектованные в значительной мере новобранцами, эти части не смогли дать отпор британским элитным частям. Британцы перебросили на Фолкленды 8500 человек. В качестве десантных войск английское командование направило в район боевых действий части и подразделения ядра сил быстрого развертывания из состава 3-й бригады морской пехоты, 2-го парашютно-десантного полка и 5-й мотопехотной бригады (всего около 9 тыс. человек). Основу войск десанта составили части и подразделения 3-й бригады морской пехоты (4 тыс. человек), которые считались наиболее подготовленными к действиям в составе штурмовых отрядов морского десанта. Настоящими героями войны стали солдаты и офицеры 2-го и 3-го парашютно-десантных батальонов (красные береты). Они - победители в боях под Гус Грин и Порт-Стенли. Из состава батальонов погибло 40 и ранено 93 человека. 68 человек награждены в т. ч. двое Крестом Виктории. Большую роль английское командование отводило разведывательно-диверсионным действиям. В состав экспедиционных сил были включены 22-й отдельный диверсионно-разведывательный полк, отряды боевых пловцов и разведывательные подразделения 3-й бригады морской пехоты. Они вели разведку мест высадки морских десантов, корректировали огонь корабельной артиллерии и наводили самолеты и вертолеты на цели, проводили диверсии по уничтожению боевой техники, складов топлива и боеприпасов, нарушали линии связи, вели разведку дислокации гарнизона противника, действовали в качестве штурмовых отрядов при высадке морских десантов. Общее соотношение по сухопутным войскам составляло 1:1,3 в пользу Аргентины. Однако лучшее вооружение английских войск компенсировало это незначительное преимущество в численности войск. Англичане имели на вооружении легкие танки “скорпион” (30 ед.), 105-мм пушки и 81-мм минометы (около 100), ПТУР “милан”, носимый ЗРК “блоупайп”, буксируемый войсковой ЗРК “рапира” и бронетранспортеры. Особенно большое преимущество английские войска имели в связи с наличием приборов ночного видения, которых противник не имел. Артиллерия применялась весьма широко. Ежедневный расход снарядов иной раз доходил до 500 штук на 105-мм орудие. В ходе конфликта расход материальных средств на одного бойца составил около 100 кг в сутки. Только продовольствия требовалось доставлять в район боевых действий более 60 тонн ежедневно. Английские десантники не ощущали недостатка в снабжении. Столкнувшись с суровыми климатическими условиями, они оперативно доставили в район боевых действий специальное обмундирование (терможилеты), позволяющее легче переносить низкие температуры. Все это свидетельствует об увеличении среднесуточного расхода материальных средств при ведении боевых действий, а следовательно, и о возрастании роли этого вида обеспечения. Наблюдалась также устойчивая тенденция к увеличению потребного тоннажа на одного десантника: если за Вторую Мировую войну он составлял 5 — 7 брт, то в англо-аргентинском конфликте — более 50 брт. На войне погибло 456 человек из состава сухопутных сил, что составляет чуть более 2% от общего числа участвующих в боях сухопутных солдат. Стоимость войны Расходы Лондона на войну в Южной Атлантике были ощутимыми, особенно в условиях безработицы и высоких темпов инфляции. В английской печати отмечалась несоразмерность затрат целям — захвату группы маленьких островов. Только отправка 317-го оперативного соединения к Фолклендам, по примерным подсчетам, обошлась в 200 — 300 млн фунтов стерлингов (360 — 540 млн долларов). На содержание британских экспедиционных сил в Южной Атлантике затрачивалось около 3 млн фунтов стерлингов в день. Одна ракета стоила 10 тыс. фунтов стерлингов (18 тыс. долларов), торпеда — 500 тыс. фунтов стерлингов (900 тыс. долларов), самолет “харриер” — 5 — 6 млн. фунтов стерлингов (9—10 млн долларов). Эсминец типа “Шеффилд”, который при постройке стоил 20 — 25 млн фунтов стерлингов (38 — 47 млн долларов), в 1982 г. с учетом инфляции оценивался в 120 млн фунтов стерлингов (230 млн долларов). После завершения конфликта стоимость его для Великобритании оценивалась в 1,5 млрд фунтов стерлингов. Однако это далеко не полные данные. Расходы Аргентины на войну также не поддаются точной оценке. Предполагается, что расходы хунты достигли 2 млрд. долларов. Политические последствия войныВеликобритания Фолклендская война стала буквально подарком для премьер-министра Тетчер. Вернее не сама война, а ее результат. В начале 1980-хх экономику Великобритании лихорадило и победа в войне сильно укрепила популярность Тетчер и позволила продержаться у власти до 1990 года. Не меньшим подарком война стала и для военных: резко увеличились расходы на оборону. Произошел решительный отказ от прежней военной доктрины, благодаря ей, если бы Аргентина напала в 1983 году, Великобритания проиграла бы войну. Авианосцы были бы проданы, массовые сокращения, уже начавшиеся в ноябре 1981 года и достигшие бы пика весной 1982 года, сделали бы королевские ВМС не способными выиграть схватку за Фолкленды. По крайней мере так, как это произошло на самом деле. Сразу же после войны правительство сняло с себя ответственность за столь своевременно начавшуюся войну. 6 июля 1982 года лорд Фрэнке назначен председателем специального комитета Тайного совета для расследования причин вооруженного вторжения на Фолклендские острова. 18 января 1983 года был опубликован доклад Фрэнкса, снимающий с правительства Маргарет Тэтчер ответственность за решение аргентинской военной хунты осуществить вторжение на Фолклендские острова 2 апреля 1982 года. Другим отголоском война в Южной Атлантике стал процесс о разглашении документов, проливающих свет на события 2 мая 1982 года. 11 февраля 1985 года Бывший служащий британского Министерства обороны Клайв Понтинг оправдан судом, рассматривавшим дело о разглашении содержания документов, имеющих отношение к потоплению аргентинского крейсера "Генерал Бельграно" во время Фолклендской войны. Аргентина Гораздо более серьезные последствия оказала война на Аргентину. Уже 17/18 июня 1982 года генерал Галтьери подал в отставку. В стране начинается политический кризис. Но 1 июля 1982 года во главе четвертого и последнего военного правительства Аргентины становиться генерал Бенито Ренальдо Бигноне (Bignone, Reynaldo Benito). Не имея возможности остановить политический и экономический кризис в стране, генерал стал готовить уход военных и уничтожать все доказательства репрессий, а также требовать от демократических сил амнистии за все военные преступления. Первым, за многие годы, демократическим президентом Аргентины стал Рауль Альфонсин. Он начал судебные процессы над военными, почти все высшие чины получили срок. Но армия не собиралась сдаваться: первое восстание против президента Альфонсина поднял полковник, участник Фолклендской войны, Алдо Рико 15 апреля 1985 года на военной базе в Кампо Майо. Хотя зачинщики бунта были арестованы, военным удалось добиться закона, согласно которому все лица замешанные в репрессиях, чином ниже полковника объявлялись "исполняющими приказ". Уступки спровоцировали военных на новые выступления. Только Алдо Рико оказался под домашним арестом, он тут же поднял новый бунт в середине января 1988 года. 17 января Рико сдался, но отнеслись к нему достаточно мягко: срок с возможностью общаться по телефону и хорошими условиями содержания. Восстание в декабре 1988 года окончилось повышением зарплат военным и никто даже не был арестован. Наконец, новой президент Аргентины Карлос Менема 5 октября 1989 года подпишет приказ об амнистии и многие генералы окажутся на свободе. Восстание 3 декабря 1990 года было подавлено, но Менема 29 декабря 1990 года подпишет всеобщую амнистию. Фолкленды11 июля 1982 года Аргентина, а на следующий день Великобритания де-факто объявит об окончании войны. На островах оставили около 5 тыс. британских солдат. 27 июня 1983 года британский министр обороны объявляет о выделении 215 миллионов фунтов стерлингов на строительство аэропорта на Фолклендских островах. В октябре 1989 года между Великобританией и Аргентиной были восстановлены консульские, а с февраля 1990 года дипломатические отношения в полном объеме. 27 сентября 1995 года Великобритания и Аргентина заключают соглашение о разработке нефтяных и газовых месторождений в Южной Атлантике к юго-западу от Фолклендских островов. Надзор за добычей полезных ископаемых поручен совместной комиссии. Источники:100 великих битв.-М.: Вече,1998.- 640 с. Военный энциклопедический словарь. - М.: Воениздат, 1983.- 863 с. Военно-морской словарь. - М.: Воениздат, 1989.- 511 с. Войны 2-й половины ХХ века / Авт.-сост. А.Н. Гордиенко.- Мн.: Литература.-544 с. Доценко В.Д. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. — М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2001.(Электронная версия: Глава о Фолклендской войне - http://militera.lib.ru/h/dotsenko/07.html ) Миллер Д. Коммандос.- Мн.: Харвест, 1998.- 512 с. Фолкленды 82 в сети: Хронология http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/ http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/cronicl/cronicl.html http://www.hronos.km.ru/sobyt/1982folk.html http://www.yendor.com/vanished/falklands-war.html http://www.freenetpages.co.uk/hp/cmackenzie/website/falk123.htm http://newmedia2.ppp.co.uk/featuresmk3/falklands/diary.htm http://newmedia2.ppp.co.uk/featuresmk3/falklands/may.htm http://newmedia2.ppp.co.uk/featuresmk3/falklands/june.htm Обзорные статьи http://www.navigator.kz/oldnavi/articles/mpole021001a.shtml http://www.redstar.ru/2002/06/20_06/3_02.html http://onwar.com/aced/chrono/c1900s/yr80/ffalkland1982.htm Статистика войны http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/victorys/victorys.html Силы сторон http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/forces.htm http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/forces/forces.html О начале войны http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/atgates.htm http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/history/history.html Про "Шеффилд" http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/sheffild/sheffild.html Д.Вудворд "Сто дней" (отрывки) http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/366/32700/ Парашютные батальоны http://www.parachute-regiment.com/history/falklands.htm О самолетах "Харриер" http://dzampini.boom.ru/Malvinas/SHar-eng.htm http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/harrier.htm http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/harriersea.htm http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/harrier/harrier.html http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/sharrier/sharrier.html http://vtol.boom.ru/harrier/folk/ О самолетах "Вулкан" http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/vulcan.htm http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/vulcan/vulcan.htm О британских вертолетах http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/helicopters.htm http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/copter/copter.html "Супер Этендары" http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/setand.htm http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/alaguerre.htm http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/chislo.htm http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/setand/setand.html http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/setendard/setendard.html http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/setend2/setand2.html "Пукара" http://www.brazd.ru/craft/argentina/fama/ia58/ia58_boevoe.phtml http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/pucara/pucara.html "Миражи" и "Даггеры" http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/mirage/mirage.html Картины войны http://www.military-art.com/falklands_war.htm Сайт правительства островов http://www.falklands.gov.fk ТВ "Фолклендская война" канал Discovery * * * Историко-географическая справка, Силы и техника сторон, Начало войны, Между боями, Первый контрудар "томми", 1 мая, Кровавый май, 21 мая, Авиация топит корабли, Сражение 26-28 мая, Новые удары, Финал. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||